[ГЛАВНАЯ]  [ДРУГИЕ СТАТЬИ]

Тюнинг ВАЗ - рекомендации от Lada Favorit.

 На сегодняшний день, термин "тюнинг" стал довольно расхожим словом и для рядового автолюбителя означает любую доработку автомобиля, с целью приведения его потребительских свойств в соответствие со своими потребностями (хотя, конечно, в первую очередь популярен тюнинг у владельцев ВАЗ) . Тонированные стёкла, литые диски колёс, хромированная насадка на глушитель – всё это, по мнению обывателя, тоже «тюнинг». Поэтому всё чаще можно услышать такие некорректные словосочетания как "тюнинг салона", "тюнинг LIT" или "тюнинг Лада-Леди". Говоря строго, это звучит также нелепо как "настройка LIT" или "настройка салона".

Чтобы покончить с технической безграмотностью на тему тюнинга автомобилей, мы попробуем ответить на следующие вопросы

1. Что такое «тюнинг автомобиля»
2. В чём заключается тюнинг автомобиля
3. Для чего нужен тюнинг автомобиля
4. Как связан рестайлинг и тюнинг автомобиля
5. Как грамотно выполнить тюнинг автомобиля

1. Tuning – в переводе с английского языка означает "настройка". Применительно к автомобилю, этот термин означает индивидуальную настройку автомобиля под индивидуального клиента. Если говорить точнее, тюнинг автомобиля – это доводка двигателя и ходовой части автомобиля, с целью получения наилучших результатов по динамике, управляемости и устойчивости, в соответствии с возросшими требованиями владельца к ходовым качествам автомобиля. Получение наилучших результатов по динамике, управляемости и устойчивости стало возможно благодаря применению наработок, приобретённых в автоспорте. Поэтому, как правило, тюнингом, в истинном понимании этого слова, занимаются люди в той или иной мере причастные к подготовке автомобилей для спорта.
2. Тюнинг автомобиля включает в себя целый комплекс операций по глубокой доработке узлов и агрегатов, включая замену целого ряда деталей автомобиля. Тюнинг двигателя заключается в комплексе работ по доработке или замене узлов или деталей двигателя, с целью повышения его мощности или экономичности. Тюнинг коробки передач заключается в подборе ряда передаточных чисел передач и главной передачи, с целью получения наиболее приемлемого для владельца сочетания режима работы двигателя с динамикой и скоростью движения автомобиля. Тюнинг тормозной системы заключается в грамотном подборе компонентов тормозной системы, с целью получения максимальной эффективности её работы. Тюнинг подвески автомобиля заключается в точном подборе характеристик амортизаторов, пружин и прочих элементов подвески, с целью получения наилучшей управляемости и устойчивости автомобиля.
3. Тюнинг автомобиля позволяет , грубо говоря, «заточить» своё «зубило» под себя, т.е. настроить автомобиль согласно собственным требованиям и представлениям о том, каким должен быть автомобиль. Тюнинг позволяет «создать» СВОЙ неповторимый автомобиль со своим характером. Тюнинг позволяет максимально реализовать свои амбиции в доводке автомобиля.
4. У любителей тюнинга всегда присутствовало желание как-то выделить свой заряженный автомобиль из общей массы, обозначить его спортивность и агрессивность. Поэтому на таких автомобилях зачастую можно увидеть литые диски колёс, низкопрофильные шины, глушитель с насадкой большого диаметра, спойлер, надпись «спорт» на лобовом стекле или крышке багажника. Желающие выделиться еще больше переходят к радикальному, почти до неузнаваемости, изменению внешнего вида автомобиля – рестайлингу, наряжая свой автомобиль различного вида обвесами.С чего следует начинать или как грамотно сделать тюнинг автомобиля
С каждым годом наша жизнь становится динамичнее. Мы всё чаще торопимся, стараясь успеть за делами и событиями. Нас раздражают медлительные капуши, путающиеся под ногами на дороге.
Наверняка каждый водитель хотя бы раз ловил себя на мысли о том, что было бы неплохо увеличить мощность двигателя своего автомобиля, что разгоняется он как-то вяло, да и едет как-то недостаточно быстро.
На основании опыта и длительного наблюдения за потребителями услуг по тюнингу автомобилей, можно сказать, что поводом для принятия решения произвести тюнинг является неудовлетворённость владельцем динамическими характеристиками своего "железного друга".

С чего следует начать?
Тюнинг автомобиля следует начинать, безусловно, с установки надёжных и исправных шин.
В первую очередь рисунок протектора шины должен соответствовать времени года и погодным условиям эксплуатации.
Во-вторых, ширина профиля шины должна соответствовать ширине обода диска.
При этом следует помнить, что чем шире колесо, тем больше пятно контакта. Следовательно, на сухом покрытии сцепление шины с поверхностью дороги будет лучше, однако на мокрой или заснеженной дороге может наблюдаться эффект аквапланирования или слэшпленинга, т.е. нарушение контакта протектора шины с поверхностью дороги вследствие «всплытия» колеса над дорогой.
В третьих, высота профиля шины подбирается исходя из условий эксплуатации.
Для автомобилей повышенной проходимости характерна сравнительно небольшая скорость движения по дорогам. Большое внимание при выборе шин уделяется рисунку протектора, энергоёмкости шины, её способности поглощать толчки и удары, плавности хода. Поэтому, для движения по просёлкам и бездорожью предпочтительно использование шин с высоким профилем.
Для автомобилей, эксплуатируемых по дорогам с твёрдым покрытием предпочтительны шины с низким профилем. Низкопрофильные шины имеют большее сопротивление уводу, т.е. они жёстче в осевом направлении. Причём чем ниже профиль, тем сопротивление уводу больше. Более того, чем ниже профиль, тем жёстче шина и в радиальном направлении. Это значит, что все мелкие неровности и дорожные швы будут отдаваться стуком в подвеске, увеличивая нагрузку на амортизаторы и сайлент-блоки. Помимо всего прочего, низкий профиль опасен ещё и тем, что высоты профиля может оказаться недостаточно, чтобы поглотить удар при наезде на жёсткое препятствие на большой скорости, что может привести к повреждению или даже разрушению обода диска колеса. Однако, все эти «изъяны» низкого профиля легко обойти аккуратным вождением, и не идут ни в какое сравнение с высокой точностью управляемости автомобиля на низкопрофильных шинах.
В четвёртых, внешний диаметр колеса определяется посадочным диаметром диска и высотой профиля шины.
Чем больше диаметр колеса, тем меньше сопротивление качению шины, а значит, выше скорость движения, при той же мощности двигателя, и меньше расход топлива. Внешний диаметр колеса, которое можно было бы установить на автомобиль, ограничивается лишь геометрическими параметрами кузова, а точнее размерами колёсных ниш. К отрицательным сторонам применения больших колёс следует отнести большой момент инерции. Причем, чем выше скорость, тем труднее выполнить быстрый поворот руля, например, в случае экстренного маневрирования.
Из выше изложенного следует заключить, что для активного и безопасного вождения необходимо применять шины номинальной ширины с наименьшей высотой профиля на дисках с максимальным посадочным диаметром.

Диски
Диски колёс, как известно, бывают либо стальные штампование, либо легкосплавные – литые или кованые.
В любом случае выбирать следует диски с наименьшим моментом инерции. Наименьшим моментом инерции обладают диски, имеющие наименьшую массу и наименьший момент инерции сечения диска, т.е. конструктивно выполнены таким образом, чтобы обеспечить наименьшее количество массы металла в районе внешнего края обода.
Наибольшее распространение среди любителей тюнинга получили легкосплавные диски. Это объясняется многообразием форм, которое удаётся получить применяя технологию литья или ковки. Хотя не всегда литой диск легче штампованного.
Среди легкосплавных дисков следует отметить кованые диски. Известно, что кованый металл прочнее литого. Это обстоятельство позволяет сократить количество металла в конструкции диска, без потери его прочности. В результате кованый диск не только легче литого, но и прочнее при той же массе.
Как правило, обязательное выполнение первых двух пунктов понимается любителями тюнинга без чьей-либо подсказки. Далее следует самая распространённая ошибка – владелец автомобиля сосредотачивает своё внимание на форсировке двигателя, разумно полагая, что именно мощности двигателя ему не хватает, чтобы ездить быстро. Владелец тратит деньги на подготовку двигателя, рассчитывая реализовать увеличенную мощность благодаря новым шинам с хорошим зацепом, забывая о том, какими силами и средствами ему придётся останавливать разогнавшийся автомобиль. Владелец также не задумывается о том, как будет вести себя его автомобиль в повороте на увеличившейся скорости.
Начинающему любителю тюнинга следует помнить о том, что безопасность превыше амбиций. Прежде, чем браться за форсировку двигателя, необходимо создать наиболее безопасные для себя условия вождения автомобиля. Следующим этапом подготовки автомобиля должна стать подготовка подвески автомобиля.

Подвеска
Подвеска автомобиля включает в себя такие элементы активной безопасности, как амортизаторы, пружины, рычаги и шарниры.

Амортизаторы
Подготовку подвески лучше всего начинать с установки эффективных энергоёмких амортизаторов. Из многолетнего опыта известно, что наиболее эффективными являются газонаполненные амортизаторы. Некоторые модели имеют дополнительные возможности, позволяющие производить более тонкую настройку параметров амортизатора, таких, например, как жёсткость амортизатора или величина хода отбоя.
Грамотно подобранные амортизаторы позволяют не только безопасно и быстро преодолевать препятствия, но и настроить наилучшим образом поведение автомобиля при скоростном маневрировании.
На управляемость автомобиля помимо амортизаторов оказывают влияние также пружины и шарниры.

Пружины
Основными характеристиками пружин для тюнинга являются жёсткость пружины и её высота при номинальной нагрузке.
Самый простой способ доработки пружин – это тривиальное укорачивание. При этом пружина становится ниже и жёстче.
Более грамотный подход – это совместный подбор пружин и амортизаторов, благо, что такие наборы уже имеются на отечественном рынке.
Пружины для тюнинга импортного производства рассчитаны таким образом, чтобы при номинальной нагрузке клиренс автомобиля уменьшился на 40 - 50мм. При установке их с газонаполненными амортизаторами изменение клиренса автомобиля может быть минимальным вследствие перераспределения нагрузки между пружиной и амортизатором. Газонаполненный амортизатор ввиду наличия внутреннего давления способен принимать на себя часть нагрузки пружины.
При выборе производителя пружин следует обратить внимание на то, каким методом была выполнена пружина. Холоднокатанные пружины дешевле в производстве, но их стойкость к длительным нагрузкам ниже, чем у горячекатанных. Холоднокатанные пружины раньше просаживаются.

Шарниры
Элементы подвески, как известно, крепятся к кузову автомобиля через шарниры. На обычных автомобилях используются резинометаллические шарниры – сайлент-блоки. Само название которых говорит о том, что эти шарниры способны поглощать шум и мелкую вибрацию, передаваемую от колёс к кузову автомобиля. Сайлент-блоки имеют не только угловую, но и радиальную и осевую податливость. Это обстоятельство не самым лучшим образом сказываются на точности и скорости реакции автомобиля на управляющее воздействие со стороны водителя. Управляемость автомобиля можно значительно улучшить применением сайлент-блоков увеличенной жёсткости либо применением жёстких металлических шарниров (ШС). Применение ШС-ов должно быть осознанным решением со стороны владельца. Владелец должен быть готов к тому, что все элементы подвески будут воспринимать теперь ударные нагрузки, а салон наполнится всем разнообразием шумов и стуков.
Дополнительные элементы, позволяющие улучшить управляемость и устойчивость автомобиля.
Речь идет об усилителях, растяжках и дополнительных стабилизаторах.
На управляемость автомобиля большое влияние оказывает угловая жёсткость кузова. Её можно значительно увеличить применением растяжек передних стоек. Особенно это актуально для автомобилей 10-го семейства ВАЗ. С применением ШС-ов потребуется установка растяжки и задних стоек.
Самым благоприятным образом на управляемости и устойчивости автомобилей ВАЗ 10-го семейства сказывается установка дополнительного заднего стабилизатора. Поведение автомобиля становится более острым, чрезмерная недостаточная поворачиваемость сменяется на почти нейтральную, крен кузова значительно уменьшается.
Покончив на данном этапе с подготовкой подвески, владелец не заметит, как средняя скорость движения ощутимо увеличится. В данном случае играет сугубо психологический фактор. Уверенное поведение автомобиля придаёт уверенности водителю. Теперь водитель может позволить себе прохождение поворотов на более высокой скорости, более уверенный разгон, без потери чувства безопасности.
Казалось бы, теперь можно переходить к подготовке мотора. Но!
Для того, чтобы разогнать автомобиль массой в тысячу килограммов, необходимо потратить некоторое количество мощности двигателя. Чем выше эта мощность, тем интенсивней разгон. Разогнавшись на светофоре, не стоит забывать, что впереди следующий светофор и перед ним надо будет как-то останавливаться. Причем, чтобы остановиться потребуется отнюдь не меньшее количество мощности. Точнее, это количество мощности надо будет куда-то деть, куда-то рассеять. Как известно, тормоза преобразуют механическую энергию в тепловую, и энергоёмкость тормозов тем выше, чем больше тепла они способны рассеять.
Прежде чем разогнаться подумайте о том, как и чем вы будете останавливаться. Поэтому, прежде чем заняться подготовкой мотора следует заняться подготовкой тормозов.

Тормоза
Сила торможения автомобиля зависит от многих факторов. Это не только хорошие шины, колодки и тормозные диски, поэтому рассмотрим всё по порядку.
Сила торможения, останавливающая автомобиль реализуется в пятне контакта шины, поэтому эффективность торможения в первую очередь зависит от качества сцепления колёс с дорогой.
Далее, сила торможения в пятне контакта тем больше, чем больше диаметр тормозного диска – это известно из закона Архимеда. Диаметр тормозного диска ограничивается посадочным диаметром обода колеса. Это ещё раз подтверждает необходимость установки колёсных дисков максимального посадочного диаметра.

Тормозные колодки
Сила трения, развиваемая колодкой, зависит, в свою очередь, от силы прижатия колодки к диску и от коэффициента трения материала фрикционной накладки колодки.
Сила прижатия колодки к диску определяет размер колодки – чем больше площадь колодки, тем меньше удельное давление, а значит меньше нагрев колодки и диска. Температурный режим работы колодки и величина удельного давления определяют состав фрикционных накладок.
Говоря о материале фрикционной накладки, следует отметить, что материалы тормозного диска и тормозной колодки, ответственного за свою продукцию производителя, подобраны друг к другу таким образом, чтобы получить максимальную силу трения при достаточной долговечности. Если колодки не подобраны к диску, наблюдается чрезмерный износ тормозного диска (жёсткие колодки) либо тормозных колодок (мягкие колодки).

Тормозные диски
Как говорилось выше, принцип работы тормозов – это преобразование механической энергии автомобиля в тепловую энергию и энергию механического разрушения материала колодки. Тепловая энергия, выделяемая при торможении, поглощается тормозным диском, тормозными колодками, тормозными механизмами, элементами подвески, диском колеса и т.д. Причём, чем больше тепла сможет отвести от колодки тормозной диск, тем меньше тепла перейдёт на тормозные цилиндры и ступицы колёс. Это позволит уберечь подшипник колеса от перегрева, а тормозную жидкость от вскипания. Для того, чтобы тормозной диск мог отвести максимальное количество тепла, его делают из чугуна, достаточно массивным и вентилируемым.

Привод тормозов
Сила прижатия колодки к диску зависит от передаточного числа тормозного привода и силы, с которой водитель давит на педаль тормоза.
Передаточное число тормозного привода рассчитывается исходя из требований к усилиям на педали. Чем больше передаточное число, тем меньше усилие и больше рабочий ход педали. Для сокращения рабочего хода педали, устанавливают главный тормозной цилиндр увеличенного диаметра. Увеличившееся при этом усилие можно уменьшить усилителем тормозов.
В тюнинге, при подготовке тормозов устанавливают вакуумный усилитель тормозов с прогрессивной характеристикой в паре с главным тормозным цилиндром увеличенного диаметра. Уменьшенный ход педали, увеличенная сила торможения без увеличения усилия на педали – вот основные преимущества такой замены.
Как правило, после подготовки тормозов происходит очередное увеличение средней скорости движения. Происходит это благодаря тому же психологическому фактору – автомобиль быстрее останавливается, значит, и разгоняться можно гораздо смелее и интенсивнее.
Теперь, когда все основные элементы активной безопасности прошли необходимую подготовку, можно переходить к подготовке двигателя.

Двигатель



Чип-тюнинг
Чип-тюнинг – это самый простой и самый быстрый тюнинг двигателя.
Чип-тюнинг включает в себя изменение основных настроек (калибровок) в системе управления двигателем (СУД). Калибровки составляют так называемую «прошивку». Прошивка хранится в ПЗУ, установленном в контроллере СУД. ПЗУ выполнено в виде отдельного чипа, который может быть либо впаян в плату, либо может быть съёмным. Замена прошивки производится на специальном оборудовании. При этом, «фирменные» прошивки имеют порядка пяти степеней защиты от копирования. На сегодняшний день, на рынке представлены десятки вариантов прошивок для стандартного двигателя. Разумеется, реально отлаженных и настроенных насчитывается не более десятка. Существуют прошивки настроенные как на улучшение топливной экономичности, так и на улучшение тяговой динамики двигателя. С помощью чип-тюнинга можно добиться прибавки мощности до 4%.
Более серьёзная доработка двигателя – это установка распредвала с изменённым профилем кулачка, в комплексе с дроссельным патрубком увеличенного диаметра. К этому можно добавить полнопоточный воздушный фильтр «нулевого сопротивления» и прямоточный глушитель, что позволит высвободить дополнительное количество мощности, затрачиваемое обычно на преодоление сопротивления впуска и выпуска. В зависимости от того, какая комплектация будет выбрана, подбирается и соответствующая прошивка СУД.

Распределительный вал
Распредвалы, используемые при тюнинге двигателя имеют увеличенный подъём клапана. Это позволяет улучшить наполнение цилиндров топливо-воздушной смесью и поднять мощность двигателя. Профиль кулачка рассчитывается таким образом, чтобы обеспечить безотрывное прилегание кулачка к толкателю клапана во всём диапазоне частот работы двигателя.
По характеру влияния на работу двигателя, распредвалы для тюнинга делятся на «низовые», «верховые / верхние» и «средние».
«Низовые» валы обеспечивают прирост крутящего момента в нижнем диапазоне частот, придавая двигателю тяговитость. В диапазоне частот максимальной мощности прирост мощности незначителен. Такие валы характерны небольшим подъёмом клапана.
«Верховые» или «верхние» валы, напротив, обеспечивают значительный прирост мощности в верхнем диапазоне частот. Тяговитость двигателя при этом практически не отличается от стандартного двигателя. Подъём клапана, в этом случае, сделан максимально возможным, а фаза перекрытия клапанов расширена.
«Средние» валы занимают промежуточное положение и обеспечивают увеличение крутящего момента в среднем диапазоне частот.
Современные распределительные валы для тюнинга полностью взаимозаменяемы со стандартными распредвалами и не требуют дополнительных затрат сил и средств на их установку. Однако, при наличии желания произвести более тонкую настройку фаз газораспределения, используется сдвижной шкив распредвала (разрезная шестерня). Эта деталь позволяет сдвинуть акцент в работе двигателя в сторону нижних или верхних частот.

Дроссельный патрубок
Дроссельный патрубок увеличенного проходного сечения позволяет увеличить наполнение цилиндров при одновременном снижении сопротивления впуску воздуха.

Полнопоточный воздушный фильтр
Применение полнопоточного воздушного фильтра «нулевого» сопротивления обусловлено необходимостью снижения сопротивления на впуске. Такой фильтр практически не создаёт сопротивления, не требует замены. При регулярном обслуживании фильтра срок его службы не ограничен. Обслуживание заключается в промывке фильтра специальным очистителем и обработке специальным маслом.

Прямоточный глушитель
Обычный глушитель стандартного автомобиля имеет в своей конструкции перегородки, препятствующие распространению звуковой волны и потоку выхлопных газов, в частности. Проходя сквозь такой глушитель выхлопные газы вынуждены совершать массу перемещений, теряя при этом скорость и часть своей энергии. Именно эту часть энергии вынужден затрачивать двигатель на преодоление сопротивления глушителя.
Прямоточный глушитель не имеет в своей конструкции никаких перегородок. Поток выхлопных газов движется сквозь глушитель прямо без сопротивления. Высвобождается некоторая часть мощности двигателя. Конструктивно глушитель выполнен таким образом, что поглощает верхний диапазон звуковых частот, «режущих» слух, оставляя нетронутым нижний диапазон. Именно это рычащий басок так привлекает любителей тюнинга. В зарубежных каталогах подобные глушители фигурируют в разделе “sport sound”.
Если после замены распредвала автомобиль не приобрёл желаемой прыти, то следующим этапом подготовки автомобиля должна стать подготовка коробки передач.

Коробка передач
Увлечение увеличением мощности двигателя не даст желаемого результата, если ряд коробки передач не подобран соответствующим образом. Ряд передач стандартной КПП не позволяет в полной мере реализовать тот потенциал, который вы накопили в своём моторе. Даже со стандартным мотором, но с доработанной коробкой, Вы будете уезжать со светофора быстрее своих одноклассников.
Выбор ряда КПП зависит от манеры вождения и того результата, который необходимо получить.
Чтобы правильно подобрать себе ряд рассмотрим принципы построения ряда передаточных чисел коробки передач.

Справки по телефону:
(095) 916-56-56

 

 
Hosted by uCoz